суббота

Сказки про 1 000 000

«Такой большой, а в сказки веришь», — не слышал фразы глупее. Ведь на самом деле все великие люди потому и были великими, что заставили всех поверить в свою сказку. Психологи считают, что каждый человек на протяжении жизни стремится воплотить избранный сказочный сценарий и от того, насколько достоверно у него это получится зависит его успех. Вот казалось бы бизнес — область прагматизма и расчета, но даже здесь имеются свои сказочные сценарии. При внимательном рассмотрении оказывается, что биографии флагманов мирового бизнеса удивительно схожи. Мораль, способы зарабатывания денег, область в которой они себя реализуют вторичны, важны только экономическая ситуация и вожделенная сумма. И «акулы капитализма», и «короли американской мечты», и «золотые мальчики» используют одни и те же рецепты обогащения. Рецептов этих не так уж много, всего три. Назовем их условно «Колобок», «Золушка» и «Кот в сапогах».
Колобок
Пожалуй, это самый жесткий и бескомпромиссный сценарий. Как и сама сказка он исполнен обмана, предательства, дьявольского коварства и содержит элементы каннибализма. Персонаж сказки «Колобок» — это существо, всеми преданное и отверженное (даже родными бабушкой и дедушкой), и поэтому стремящееся отплатить миру той же монетой.
Колобок стремится к вожделенной цели — хищническому обогащению — бесцеремонно используя всех, кого встретит на своем пути. Да и окружающие его не жалуют, они не прочь сами использовать его. Принцип колобков: «Человек человеку — волк», — поэтому их справедливо называют «акулами капитализма». Мышление типичного колобка примитивно — он не идет по жизни, он катится, поэтому их время — это период первоначального накопления капитала. Сам капитал для них — лишь способ компенсировать свое мрачное детство, их не любят родители, бьют сверстники, девушки не обращают на них внимания. В молодости Колобки — аскеты, именно о них слагают легенды вроде, в 14 лет он купил на рынке белую мышь за 50 центов, полгода учил ее танцевать на задних лапах, а потом продал богатому лопуху-однокласснику за 20 долларов. Глядя на сутулую фигуру юного колобка с горящим взглядом, окружающие качают головой и многозначительно произносят: «Этот далеко пойдет». Именно такой Колобок описан в трилогии Драйзера. Фрэнк Каупервуд харизматично-аморальный тип, бесцеремонно наживающийся на городском строительстве. У Фрэнка как и у всякого Колобка — есть своя ахиллесова пята, его погубили женщины. Слабое место каждого Колобка — это неумение вовремя сказать себе стоп, ведь он не идет — он катится. Из-за этого к концу жизни он становится общественным пугалом, властным изгоем, которого не уважают, но боятся.
Итог жизни колобка — это дом Генри Форда, огромное дорогое здание, доверху забитое мусором и никому не нужными старыми вещами, где дряхлые слуги преданно ненавидят хозяина, а рабочие на заводе пугают детей его именем. Аскет в молодости, на пенсии колобок становится классическим старым развратником, со всеми присущими им чертами напускным благочестием, муками совести — некоторые демонстративно тратят на благотворительность значительную часть благополучно украденного у государства состояния, заводят себе молодых любовниц. Колобок, как персонаж, популярен в классической литературе. Скупой рыцарь у Пушкина, Плюшкин у Гоголя, Гобсек у Бальзака. В некоторых развивающихся странах их можно встретить и сегодня, но все же это вымерший вид.
История болезни №1. «Джон До»
Джон Дэвисон Рокфеллер. Родился в семье французских эмигрантов, американцев во втором поколении. Отец Уильям Рокфеллер славился в родном городке своей аморальностью и подлостью, был двоеженцем, причем обе жены жили в одном доме и рожали в очередь. Носил на груди табличку «Я глухонемой», благодаря чему скоро узнал все тайны своих соседей, а потом зарабатывал на жизнь шантажом. Американский вариант Федора Карамазова.
Еще, будучи ребенком, Джон решил для себя, ни в коем случае не быть похожим на отца. Учился прилежно. После колледжа отправился в Нью-Йорк, искать себе место бухгалтера. Работал с 6 утра до 12 ночи, благодаря чему через год стал старшим партнером в фирме. Основал компанию «Стандарт Ойл», и через несколько лет Рокфеллер стоил 20 миллионов долларов. По словам окружающих: верил только в бога и нефть.
Имел одного сына и трех дочерей. Метода воспитания: «за каждую пойманную в доме мышь платил детям по десять центов». Любовниц не имел до старости, когда начал страдать аллопецией (потеря волос на теле), и как говорят недоброжелатели, стал совершенно похож на дьявола. Тогда он и полюбил разъезжать по Нью-Йорку на авто, обычно в компании одной-двух актрис (всегда разных), ноги которых были предусмотрительно прикрыты одеялом, где миллионер согревал свои безволосые руки. Последней целью Рокфеллера было дожить до ста, не удалось умер в 96, оставив после себя самое большое состояние и самую дурную славу того времени.
Неопознанные трупы в американских моргах называют Джон До. Угадайте в честь кого?
Золушка
Героиня (или герой) этой сказки — это одновременно трудоголик, бунтарь и реформатор. Золушка или Золушок никогда не желает подчиняться существующим законам и всегда норовит перекроить экономику под себя. Ведь сказка эта рассказывает о личности добившейся успеха вопреки окружению (злой мачехе и сестрам). Как колобок, золушок был беден в молодости, но он извлек из этого для себя правильные уроки, вокруг него нет ореола богатого злодея. Наоборот, всем ставят в пример его трудолюбие и редкие душевные качества. Как и в сказке, в жизни золушок добивается успеха благодаря помощи извне, например, добрый родственник дает ему в долг некоторую сумму денег, и вскоре Его Величество — Первый Миллион завоеван. Аскетизм в жизни золушкам не свойственен, разве только из-за бедности. они умеют прощать своих недругов, и не разоряют конкурентов, просто цивилизованно поглощают, оставляя нетронутыми рабочие места. Своим бизнесом они стараются принести пользу обществу, или, в крайнем случае, не навредить. Но конкуренция у Золушек намного жестче чем у колобков — все желают примерить хрустальную туфельку. Их время — это период цивилизованного бизнеса, скажем, вторая половина 20го века. Билл Гейтс, Джордж Сорос — вот типичные золушки наших дней. Начав с нуля, они добились вершин, и, в отличие от Колобков, ими не пугают детей — их ставят в пример. Трудоголизм с человеческим лицом.
Итог их жизни — лекции перед восхищенными студентами в лучших университетах мира, уважение общества и демонстрации антиглобалистов перед небоскребами их корпораций.
История болезни №2. «Дядя Сэм»
Сэм Уолтон. По данным журнала «Форбс» входил в десятку самых богатых людей планеты, а его наследник Сэм Робсон Уолтон-младший стал самым богатым человеком 2001 года.
Сферой деятельности Сэма Уолтона были магазины. Маленькие «Five-Dime», гигантские «Wallmart», дешевизна — это главное, журналисты называли его Королем дискаунта. Начинал он в 60 годах с маленького магазинчика «Бен Франклин», открытого на деньги тестя (чем не Добрая Фея). Благодаря скрупулезно выстроенным связям с поставщиками, через пару лет уже стоил 20 миллионов.
Его от всей души ненавидели владельцы маленьких магазинов, у которых он навсегда отбивал покупателей. Зато любили покупатели — у Сэма дешевле. У него было два принципа — строго экономить: «Просим участников семинара возвратить неиспользованную бумагу», и не афишировать свою благотворительность, где он сделал даже больше чем Сорос, но узнали об этом лишь, когда он ушел на покой. Умер Сэм Уолтон от рака в 1992 году.
Кот в сапогах
Время бизнеса уходит, на его место становится е-бизнес, NASDAQ — считают самым перспективным индексом, а образ миллионера — это уже не бодрый дядя с клюшкой для гольфа, а инфантильный очкарик сидящий за компьютером. Герой «Кота в сапогах» из тех людей, о ком говорят: звезд с неба не хватает. В школе он даже не отличник — он ботаник, к тому же маньяк своего хобби. Как и герою сказки в наследство ему достается не мельница и не осел, а казалось бы совершенно бесполезный кот. Впрочем, деньги ботаника никогда не интересуют как цель. Он и сам не знает: зачем ему столько? Лишь тот, чья душа чиста, может войти в пещеру Джинна.
Харизма непутевого сына мельника — это лень. Трудолюбие по-английски — i n dustry , а сейчас на дворе постиндустриальная эпоха. Миф о трудолюбивом продавце газет остался в далеком прошлом. В цивилизованной мире миллиард людей, которые не любят напрягаться, и каждый из них не задумываясь перечислит по интернету 10 центов, лишь бы напрягаться еще меньше. А это уже 100 миллионов.
Этот персонаж отличается от среднестатистического ленивого европейского буржуа лишь тем, что он энтузиаст своего хобби, и может заразить им других. Всего лишь за 10 центов с носа. Вернее, они сами заплатят ему из благодарности за разнообразие, которое он внес в их серую безопасную жизнь. Кот в сапогах добр, он не заберет последнее, как печально известный Мавроди. Рецепт обогащения прост — «с миру по нитке», приходите и посмотрите на блошиный цирк.
Идея стоит миллиард, она человечна и проста, как кот в сапогах. Ее владельцев не ненавидят, не ставят в пример, нет, все говорят: «Как это я сам не догадался до такой элементарщины».
История болезни №3. «Пушистик»
Шон Феннинг свой миллиард заработал, когда ему еще не было и двадцати. А началось все с выпускного вечера в американской хай-скул. На дворе стоял 1980 год. Джон Феннинг, дядя нашего героя пригласил местную рок-группу. То ли ансамбль был так хорош, то ли вечеринка настолько забойная, но к дому Феннингов подтянулось три тысячи. Музыканты, избалованные вниманием публики, потребовали повысить гонорар; и дядя Джон обошел гостей со шляпой в руке, собрав нужную сумму. В тот же вечер Сару мать Джона «зазвал на сеновал» один из музыкантов жадного коллектива. Через девять месяцев на свет появился Джон.
Учился он плохо. Днями просиживал у компьютера, путешествуя по просторам Всемирной сети. Однажды предприимчивый дядя сказал Шону: «Племяш, хватит бездельничать, напиши мне какую-нибудь программу, а я дам тебе денег». И вот Шон засел за учебники по программированию, благо времени у него после того, как отчислили из колледжа, было много. Он вспомнил о своем хобби — коллекционировании музыки в формате MP3 — и его посетила ужасно простая мысль: «А почему бы не написать программу, которая позволит всем коллекционерам музыки обмениваться своими записями напрямую через интернет?» Так музыка в глобальной сети стала более популярной, чем порнография. Назвал он свое детище Напстер. В конце 1999 года у его фирмы было уже 20 миллионов пользователей. А рекламодатели, услышав слово Напстер, приходили в экстаз и благоговейный трепет.
В любой сказке о коте в сапогах есть свой людоед. У творения Шона Феннинга была одна особенность, оно делало копирайт (авторское право на музыку) смешным пережитком прошлого. И в 2000 году людоеды музыкальной индустрии Sony Music, BMG, EMI ополчились на дерзкую фирму, которая обслуживала уже 40 миллионов меломанов. Суд был скорым и праведным — Напстер закрыли.
Но закрыли лишь для того, чтобы на его месте возник десяток аналогичных фирм. Уже было поздно — Шон Феннинг стал миллиардером. Его портреты появлялись на обложках журналов «Fortune», «People». Он вручал награды MTV, о нем снимают фильм. Он стал человеком своего времени.
Диагноз
«Деньги не пахнут», сказал один распутный римский император. «Самые ценные вещи в жизни ничего не стоят, но пусть они достаются пчелкам и пташкам», — пели Битлы.
Что ж, если мы рождены, чтоб сказку сделать былью, пусть это будет хорошая сказка, о том, как честный бедняк становится богатым, женится на царской дочери, и получает полцарства. А Джон До пусть остается лишь персонажем страшных историй.

1 комментарий:

Меня зовут Михаил, хотя известен я больше как Smeet. комментирует...

Да, пришло время примерить сапоги...

Спасибо за прикольный пост. Хорошо получается, пишите ещё!